О ситуации на рынке труда Калужской области и фактических проблемах, осложняющих ситуацию.

Поскольку проблемы трудоустройства и занятости многодетных родителей и родителей детей-инвалидов, а также взрослых инвалидов завязаны на отсутствие социальной инфраструктуры в том числе детских садов, ясель, фельдшерско-акушерских пунктов на трудности логистики, то мы бы хотели рассмотреть в февральском отчете работу проблему уже не просто сокращения, а отсутствия образовательных учреждений на селе. Это с одной стороны косвенный фактор, но с другой стороны именно невозможность получения детьми образования ставит точку в жизни деревни.

Мы изучили опыт частных семейных детских садов, создание которых однозначно возможно на селе. Например, нашего села Маковцы, мы можем сказать, что возить детей в детский сад в городе Кондрово крайне тяжело, а порою невозможно, мы уже говорили в предыдущем отчете что транспортное сообщение осуществляется всего 3 дня в неделю. А 4 дня в неделю, подчеркнем, 4 рабочих дня в неделю, транспортного сообщения нет. Это значит, что садик посещать могут только те дети родители, которых имеют личный автотранспорт самое главное имеют возможность покрывать расходы на поездки в город и обратно ежедневно 2 раза в день. На самом деле такая возможность есть далеко не в каждой семье, большинство семей не имеет личного автотранспорта, и даже если имеет часто не может позволить себе ездить на два раза в день, в течение всего года ездить в районный центр, где по данным Калугастат на 100 мест 107 детей, то есть нехватка мест для городских детей, получается, что сельские там тем более не нужны.

Кроме того, если взглянуть на карту района мы видим вопиющий географический перекос в размещении ДОУ. Они как правило сконцентрированы в райцентрах и крупных населенных пунктах. От Маковцев до ближайшего сада 9 км., от Желтыкино 12, от Дурнево почти 24, от Дерминки 25,

Создавая семейный детский сад мы решаем 2 проблемы:

- мы создаем места на селе, именно там, где в них нуждаются, а не там ге большая численность населения,

- создаем сразу же одно-два рабочих места.

Третий аспект мы создаем не просто рабочее место для кого-то, а трудоустраиваем мамы многодетной семьи или маму ребенка-инвалида. В случае, когда детский сад будет создаваться на базе семьи с ребенком-инвалидом ещё просматривается социализация такого ребенка и воспитание здоровых детей рядом с ребенком-инвалидом сразу естественно-инклюзивным образом. Далее мы хотим привести перечень законодательных актов и норм, которые регулируют и регламентирует создание такого семейного детского сада:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 N 68 (ред. от 14.08.2015). "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3147-13. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31209)
  4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  6. Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2014 N 31757)
  7. Постановления № 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада".
  8. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ. Далее цитата:

 

  1. Краткий анализ ситуации

 

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

 

  1. Меры, направленные на обеспечение доступности

и качества образования

 

Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА". Далее цитата:
  2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  1. Образование

В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.

 

  1. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ. Далее цитата:
  1. Структурная политика: развитие отраслей экономики

и социальной сферы

4.8. Отрасли социальной сферы

Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования и обеспечения ее 100-процентной доступности предусматривается: совершенствование системы государственного (муниципального) задания (заказа) на услуги дошкольного образования с равным доступом к нему негосударственных организаций; оптимизация и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности; внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах, внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования; развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3-х лет).

  1. ПИСЬМО от 5 августа 2013 г. N 08-1049 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРИСМОТРА И УХОДА ЗА ДЕТЬМИ. Далее цитата:

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 2013 года (далее - Закон), присмотр и уход за детьми - это "комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня" (пункт 34 статьи 2).

Вторая форма предоставления услуг по присмотру и уходу, получающая все большее распространение в настоящее время, реализуется в семейных дошкольных группах. Семейные дошкольные группы создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ. Чаще всего воспитатели - многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1 - 2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. В 2013 г. дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

Минобрнауки России подготовило и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации "Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений" (письмо от 27 сентября 2012 г. N 08-406).

  1. ПИСЬМО от 27 сентября 2012 г. N 08-406 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП В КАЧЕСТВЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОУ. Далее цитата:

Как правило, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.

В Москве и Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Изучив опыт Краснодарского края, мы видим потребность в семейных детских садах в сельской местности. Многодетные семьи заинтересованы в постоянной работе и социальных гарантиях, появляющихся при приеме мамы на работу в детский сад. Здесь одновременно улучшается ситуация как с охватом большего числа детей дошкольным образованием, с социальной защиты многодетных семей так и с возможностью улучшения финансового состояния многодетных семей на селе.

В Белгородской области такая форма дошкольного образования как семейные дошкольные группы реализуется на очень высоком уровне и там же действует ассоциация семейных детских садов, ведущая огромную информационную работу.

 Семейные детские сады помогают детям избежать проблем адаптации к условиям дошкольного учреждения. Планами работы семейных детских садов, может быть предусмотрено не только проведение занятий мамой-воспитателем, но и специалистами других детских садов. В семейных детских садах, открывающихся как подразделениях государственных ДОУ эта проблема может решаться за счет перераспределения часов. В семейных детских садах вполне могут быть созданы условия для своевременной социализации детей.

Факторами риска в организации семейных детских садов на селе являются сложности в проведении лицензирования с целью оценки созданных в них условий. Эта проблема стоит очень остро и в школах, домах творчества и домах культуры, и иных объектах социально значимых для жизни людей, которые из-за изменений СанПиНов без учета сельских реалий приводят к последовательному закрытию таких объектов. Например, СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 15 мая 2013 г. N 26) гласит:

9.6. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания дошкольных образовательных организаций оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений.

Во многих селах, даже при очень большом желании многодетная семья не сможет самостоятельно решить проблему канализации. Здесь было бы крайне полезно и важно взаимодействие с районными администрациями, и решение таких проблем за счет бюджета. Это можно сделать за счет перераспределения финансирования. В Калужской области мы видим, что в 2015 году дошкольные учреждения в сельской местности посещали 7,3 тыс. детей, а в 2016 всего 5,6 тыс. детей. Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, составляете начиная с 95 человек. То есть примерно 280 мест предусмотрено, но не востребовано. Этот бюджет может быть перераспределен на создание новых мест, но там, где в них действительно нуждаются.

В семейных детских садах содержание ребенка может обходиться бюджету дороже, чем содержание ребенка в муниципальном детском саду, однако создание таких садов ведет к сохранению сел, образованию рабочих мест, снижению оттока из сел, снижению прибыли серого рынка аренды недвижимости, повышению уровня образования на селе в целом, что в долгосрочной перспективе перекрывает возможную большую стоимость места в семейном саду. А вот опыт решения проблемы отсутствия образования у мам-воспитателей уже есть. Эта проблема решается через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Так же возможно привлечение специалистов педагогических ВУЗов к написанию дистанционных курсов подготовки или переподготовки мамы-воспитателя, не имеющей педагогического образования.

Мы хотели бы заметить, что создание таких частных детских садов семейного типа это именно то, что было бы хорошо на стартовом этапе можно было бы через выделение местных грантов для улучшения условий детского сада либо для строительства или пристроительства дополнительных площадей для размещения такого детского сада. Эти вложения прозрачны регулируемы.

При условиях взаимодействия властей, местных активистов, самих родителей многодетных семей и инвалидов проработать и довести до местной исполнительной и законодательной властей проект создания такого семейного детского сада или школы с дистанционным подключением старших классов вполне возможно, а главное нужно.

/_______________/ Аналитик Петров А. А.

«Согласовано» Президент МООМПЭСЦ «Метелица»

/______________/ Кузнецова И. М.

28 февраля 2016 г.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий